vk pixel
Бесплатный выезд специалиста
Дизайн-проект в подарок!

Госзакупки в условиях санкций: есть ли перспектива?

Госзакупки в условиях санкций: есть ли перспектива?
31.05.2022
Казалось, что после того как в 2018 году ввели запрет на закупки иностранной мебели для муниципальных учреждений, сектор госзакупок ожидает только подъём. Численность конкурентов, «бодаться» с которыми на торгах было сложно, сократилась, и мебельщики стали охотнее заходить на этот рынок. Тогда он вырос до 6,79 триллиона рублей. Даже пандемический 2020 не только не ослабил, а наоборот, ещё больше укрепил нишу контрактных заказов. Согласно отчёту Коллегии Счётной палаты РФ (от 22 июня 2021 года), общая сумма заключённых государственных контрактов в 2020 году составила 8,9 трлн рублей. И госзакупки держали тот же высокий уровень вплоть до 2022 года.

Screenshot_2.jpg

Сейчас же ситуация в сфере госконтрактов весьма неоднозначная. С одной стороны, по данным оператора федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг», рынок госзакупок по 223-ФЗ сократился на внушительные 59% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Объём гостендеров, регулируемых 44-ФЗ, снизился на 48%, гласит исследование ресурса «Контур. Торги».

С другой стороны, 16 мая в различных СМИ появилось заявление главы Счётной палаты РФ Алексея Кудрина о необходимости наращивания конкуренции в сфере закупок. Для достижения результата за прошедший период 2022 года власти уже снизили требования к процедурам заключения госконтрактов.
Что это за изменения, насколько они масштабны и соответствуют ли обстановке? Какой вариант сегодня наиболее верный: попридержать активность на ослабшем рынке (а то и вовсе не заходить на него) или, наоборот, воспользоваться моментом и послаблениями, чтобы получить новую точку роста в непростое время? Мы проконсультировались с опытным участником госзакупок: на все вопросы нам ответил начальник информационно-аналитического отдела ООО ТПК «Феликс» Александр Гаврилин.

— Александр Сергеевич, по наблюдениям вашей компании как опытного участника госторгов, какая сейчас наблюдается ситуация в этом секторе, особенно после марта 2022? Как положение дел сказалось на дальнейшем участии вашей компании в тендерах?

— Начну с того, что для нашей компании участие в тендерах является частью корпоративной политики по вполне объяснимым причинам. Так как наши мебельные фабрики являются градообразующими предприятиями в Тверской области, то стратегия участия в тендерах учитывает специфику развития этого и соседних регионов. Мы досконально выстроили работу в этом направлении, что позволяет нам успешно выполнять за год в среднем более 1000 госконтрактов.

Мы и сейчас работаем по ряду госконтрактов и строго выполняем взятые на себя обязательства не зависимо от происходящих событий. Я бы сказал, что наша деятельность в этом секторе с марта 2022 даже немного выросла по сравнению с началом года.

Однако мы действительно замечаем некоторое снижение активности рынка госзаказа, связанное в первую очередь со снижением активности заказчиков, переформатированием бюджетов и постоянными изменениями в текущем законодательстве.

— Какие изменения произошли в госзакупках в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ как в начале текущего года, так и после введения санкций?

— Ещё с 1 января 2022 года направление претерпело ряд изменений, а также в федеральные законы ввели некоторые нововведения, требуемые временем. С 11 до 3 сократилось число конкурсных способов закупки. Действующими методами остались конкурс, аукцион и запрос котировок. Значительная часть процедур, связанная с документооборотом, перешла в электронный формат.

С вводом санкций рынок потребовал экстренных изменений, вследствие чего оперативно приняли ещё ряд изменений: упростили процедуру закупки у единственного поставщика, предусмотрели авансирование в большинстве закупок. Для снижения санкционного давления на цепочки поставок большое количество закупочных процедур перешло на закрытую площадку. Если раньше мы видели там около 1000 заказчиков, то сейчас их там более 5000.

Со своей стороны параллельно с отработкой тендеров мы продолжаем активно следить за текущей ситуацией и изменениями в секторе.

— Вы рассказали о послаблениях, а имели ли место ожесточения?

— Ужесточений нет, а вот некоторые бреши в законодательстве, запутывающие обе стороны, и отсутствие опыта у местных органов власти существуют.

Например, есть условия национального режима. Уточню, что это совокупность правил, которые создают отечественной продукции преимущественные условия закупки по сравнению с товарами зарубежных производителей. Однако в применении нацрежима есть исключения, которые позволяют в ряде случаев использовать импортную продукцию. За счёт этого некоторые компании, которые, взяв тендер, воспользовались исключениями, на данный момент не могут исполнить текущие требования заказчика.

Решение подобных вопросов, согласно принятым поправкам, возложено на руководство и местную администрацию. Только отсутствие опыта работы и практики в таких ситуациях заставляет стороны ходить по кругу, боясь лишний раз взять лишнюю ответственность и побеспокоить вышестоящее руководство.

Решения правительства в части снижения проверок и ответственности поставщиков, несомненно, радуют. Однако те меры, которые частично переложили на заказчиков, повысив тем самым их ответственность, временами себя не оправдывают. Они требуют дополнительной оценки и проработки.

— На ваш взгляд, чтобы могло помочь ускорить этот процесс адаптации?

­— Как я уже сказал, в основном все проблемы возникают от незнания. В текущей ситуации правила меняются так быстро, что многие игроки просто не успевают под них подстроиться. Необходимы, на мой взгляд, специальные объединения, а также некий общий альманах для данной отрасли, чтобы любой предприниматель мог обратить к источникам и получить компетентные ответы на свои вопросы.

— На ваш взгляд, стоит ли сейчас компаниям, которые раньше не занимались госзакупками, начать работать в этом направлении? Может ли это стать новым драйвером развития компании, или в неопытность в нынешних условиях скорее приведёт к убыткам?

— Конечно же, он может стать драйвером развития, особенно с учётом последних послаблений, но входить в это направление нужно крайне аккуратно. Рынок госзакупок очень жесток к новичкам и дилетантам, не имеющим опыта. Если вы не имеете временных и финансовых ресурсов для доскональной проработки этого вопроса и изучения всех его тонкостей и не готовы к дополнительным вложениям, то, пожалуй, начинать не стоит.

Потому что для успешной работы с госзакупками, помимо электронной подписи, и, возможно, отдельного счёта, нужен дополнительный штат сотрудников — тендерный отдел. Обычно он включает юриста необходимой специализации, экономистов и финансистов (также с надлежащим опытом работы в сфере), менеджеров и в идеале дизайнеров, которые будут работать с клиентом. Также нужно актуальное программное обеспечение — CRM-системы для организации работы и документооборота на всех этапах.

— Какой вы видите нишу госконтрактов в ближайшем будущем? Как санкции могут изменить эту нишу?

— Делать какие-либо прогнозы, особенно сегодня, дело неблагодарное. Однако видя, куда движется рынок, можно предположить, что, во-первых, вскоре объём госзакупок вновь увеличится, потому что то, что раньше закупали у западных партнёров, теперь нужно будет искать на внутреннем рынке. Во-вторых, количество закупок на закрытой площадке будет, несомненно, увеличиваться. В-третьих, следует ожидать дальнейших нововведений и изменений в этой нише. Например, с нашей стороны мы ожидаем наведения порядка в работе с национальным режимом и выработки определённых преференций российским производителям, так как текущие инструменты имеют варианты обхода.

В марте 2022 вступил в силу 46-ФЗ, содержащий поправки в «Закон о контрактной системе» и несколько дополнительных постановлений. Также в апреле 2022 опубликован закон № 104-ФЗ о поддержке госзакупок в условиях санкций.

https://industrymebel.ru/bsn-cs/goszakupki-v-usloviyah-sankczij-est-li-perspektiva/